ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
- собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);
- собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.). Исключение: собственники машино-мест (п.148(1) ПП №354);
- управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);
- собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК);
- юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО на территории Республики Коми утвержден Постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 302 (далее – Порядок накопления ТКО).
В соответствии с Правилами обращения с ТКО № 1156 и Порядком накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в местах накопления ТКО следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Вместе с тем Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» допускается осуществление сбора ТКО в неканализированных домовладениях производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, региональный оператор может осуществлять сбор ТКО бесконтейнерным способом.
Также стоит отметить, что пакеты или другие емкости по закону должны предоставляться Региональным оператором Потребителям при условии, что затраты на приобретение пакетов были учтены в утвержденном для него предельном едином тарифе. В тариф, утвержденный Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, Региональному оператору – ООО “Ухтажилфонд” пакеты для сбора мусора не были включены. Все мешки для сбора мусора, которые, согласно заявок выдает Региональный оператор, приобретаются за счет собственных средств ООО “Ухтажилфонд”. Данная акция со стороны Регоператора, является безвозмездной помощью в адрес труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, где на данный момент нет возможности для установки контейнерных площадок.
Действующие в настоящее время нормативы накопления ТКО для домовладений составляют:
– 1,9 м3 в год с 1 проживающего для МКД и жилых домов (за исключением МКД и жилых домов без централизованного отопления, при наличии печного отопления);
– 0,83 м3 в год с 1 проживающего для МКД и жилых домов без централизованного отопления, при наличии печного отопления.
Таким образом норматив накопления ТКО для МКД и жилых домов, в которых одновременно отсутствует централизованное отопление и имеется печное отопление, составляет 0,83 м3 в год с 1 проживающего. Для иных многоквартирных домов и жилых домов с различным набором отопления норматив накопления ТКО составляет 1,9 м3 в год с 1 проживающего.
Отдельный норматив для домов с печным отоплением без централизованного отопления был определен с учетом соответствующих замеров.
Дома с другим набором благоустройства не были выделены в отдельную категорию для утверждения нормативов в связи с отсутствием в представленных органами местного самоуправления замерах необходимых сведений и обоснования для такого выделения.
Региональный оператор в рамках действующего законодательства РФ заключил Агентский договор № 036/18-РО от 22.10.2018 г. с АО “Коми энергосбытовая компания” для того, чтобы по поручению ООО «УХТАЖИЛФОНД» Агент выставлял квитанции потребителям за услугу по обращению с ТКО.
Ознакомиться с интересующим Агентским договором, можно на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по данной ссылке http://zakupki.gov.ru/
В соответствии с п. 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (в ред. от 28.12.2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 12.01.2019 г.) “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Таким образом, временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, платы за ТКО, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. (в ред. от 27.02.2017 г.) “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”) размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из норматива накопления ТКО, количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом доме и утвержденного единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО. Однако, если Вы проживаете на даче и ежемесячными справками от председателя СОТ можно подтвердить факт Вашего проживания на даче, то перерасчет за услугу по обращению с ТКО Вам можно произвести по месту регистрации, обратившись с заявлением в АО «Коми энергосбытовая компания» и при предъявлении указанных справок. Однако, тогда по месту Вашего фактического проживания (на даче) Вы будете оплачивать данную услугу как отходообразователь. Важно помнить, что подтверждающие документы должны быть подписаны уполномоченным лицом, заверены печатью, иметь регистрационный номер и дату их выдачи. К тому же СОТ в обязательном порядке обязано с 01.11.2018 г. заключать договор с Региональным оператором на оказание услуги по обращению с ТКО и ежемесячно распределять плату за предоставление услуги между членами СОТ, фактически проживающих на даче, а также организовать места накопления (площадок) отходов.
Договор на предъявление квитанций потребителям на оплату за услугу по обращению с ТКО заключен Региональным оператором с АО «Коми энергосбытовая компания» в рамках действующего законодательства РФ, в связи с чем согласия потребителей на заключение данного договора не предусмотрено.
Кроме того, все собственники ТКО обязаны оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (п.2 ст.24.7 Закона № 89-ФЗ).
Также, согласно ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Порядок заключения договора с Региональным оператором и типовая форма договора закреплены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ № 641 от 25.08.2008 г.». При этом, оформлять письменный договор физическим лицам не обязательно, т.к. договор Регионального оператора является публичным. В случае наличия конклюдентных действий (когда Потребитель осуществляет складирование ТКО, а Региональный оператор осуществляет прием и вывоз ТКО), договор будет считаться заключенным в типовой форме.
Договор с Региональным оператором для жителей МКД заключается через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК), так и для жителей частного сектора может быть заключен индивидуальный договор в письменном виде (но это уже не обязательно, т.к. данный договор является публичной офертой). Договор с Региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО заключается по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ № 641 от 25.08.2008 г.». По данному договору Региональный оператор обязуется принимать отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления ТКО, указанных в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством РФ. В свою очередь, собственник ТКО оплачивает услугу по цене, которая утверждена в пределах единого тарифа на услугу Регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления»). Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО вносится потребителями исполнителю (Региональному оператору) либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. По п. 148(23) Правил Региональный оператор имеет право требовать внесения платы за потребленную услугу по обращению с ТКО, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении услуг, – уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Подтверждающим документом является технический паспорт жилого помещения. Технический паспорт жилого помещения – это документ, в котором содержится техническая информация о жилом помещении, а также информация по обеспечению соответствия жилых помещений установленным требованиям.
Срок действия технического паспорта жилого помещения не установлен. При этом нужно учитывать, что в некоторых случаях требуется вносить в него изменения, например, при переустройстве и перепланировке жилого помещения (ч. 1, 2 ст. 25 ЖК РФ).
Для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения при переустройстве и перепланировке жилого помещения Вам нужно обратиться в бюро технической инвентаризации (БТИ). Однако если в доме установлено печное и централизованное отопление, то плата за услугу по обращению с ТКО будет начисляться как по центральному отоплению.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии п. 148(36) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Если эти же лица фактически проживают в другом помещении, зарегистрированы там, они обязаны вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО по месту жительства в общем порядке. Правила № 354 (п. 148(44)) дают право потребителю требовать перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном отсутствии в жилом помещении (при представлении заявления и подтверждающих факт и период отсутствия документов). При этом Правилами № 354 не предусмотрена возможность перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель.
Нет, нельзя. Данная услуга является коммунальной, такой же как электроснабжение, водоснабжение, отопление и т.д. По закону все обязаны ее оплачивать. Если не платить, то у человека будет накапливаться долги, как и за любую другую коммунальную услугу. При просрочке платежа 3 и более месяца Региональный оператор будет осуществлять принудительное взыскание задолженности, а также дополнительных расходов – штрафных санкций и судебных расходов.
Содержание контейнерной площадки и прилегающей территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Это входит в обязанности обслуживающей жилой дом управляющей компании (ТСЖ). Обеспечением контейнерами, мусорными баками контейнерных площадок также занимаются управляющие компании (ТСЖ), которые являются специализированными коммерческими организациями, а нормальное необходимое содержание и благоустройство многоквартирных жилых домов является их предпринимательским риском.
За содержание контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, отвечают собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки.
В сельских населенных пунктах, где превалируют частные (индивидуальные) дома ввиду отсутствия управляющих организаций, за оборудование мест временного накопления ТКО отвечают органы местного самоуправления.
За расстановку контейнеров в каждом конкретном муниципалитете отвечают органы местного самоуправления, которые разрабатывают и определяют схему размещения контейнерных площадок в каждом конкретном населенном пункте, согласно нормам.
Ответственность регионального оператора наступает лишь с момента погрузки контейнеров в мусоровоз.
Содержанием контейнерных площадок, если они расположены на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны заниматься собственники помещений этого дома или их управляющая организация.
Если контейнерная площадка расположена не на придомовой территории и не входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то ее содержанием занимается собственник участка, на котором она расположена и (или) муниципалитет.
Напомним, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами только с момента их погрузки в мусоровоз. Региональный оператор обязан заниматься подбором мусора с земли, лишь при условии, что мусор выпал во время погрузки в мусоровоз.
В связи с тем, что теперь услуга по обращению с ТКО является коммунальной, плата за данную коммунальную услугу за расчетный период (которым является календарный месяц) должна быть уменьшена вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты этой коммунальной услуги, если такая коммунальная услуга не предоставлялась, в т.ч. ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п.п. 37, 98 Правил № 354).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами (потребители) жилых помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
При временном, более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу (п. 86 Правил № 354).
Для перерасчета следует обратиться в управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или в ресурсоснабжающую организацию и к Региональному оператору по обращению с ТКО с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги с указанием периода временного отсутствия. Заявление нужно подать до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания (п. 91 Правил № 354).
К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (п. 92 Правил № 354).
Перечень документов является открытым. Главное, чтобы такие документы подтверждали факт и срок отсутствия потребителя и были подписаны (за исключением проездных билетов) уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии печати), имели регистрационный номер и дату выдачи (п. 94 Правил № 354). Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству полных календарных дней временного отсутствия потребителя. Не учитываются день отъезда и день возвращения (п. 90 Правил № 354). Исполнитель делает перерасчет в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя и документов, подтверждающих его временное отсутствие (п. 91 Правил № 354).
Результаты перерасчета отражаются в очередном платежном документе (п. 97 Правил № 354).
Заказ на услугу по обращению с ТКО считается оформленным с момента начала пользования физическим лицом услугами Регионального оператора по обращению с ТКО. Факт пользования определяется началом организованного вывоза ТКО. Обязательного заключение договора в письменном виде физическими лицами с Региональным оператором не требуется.
Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в адрес Регионального оператора ООО “Ухтажилфонд” или АО “Коми энергосбытовая компания”. Для корректировки необходимо предоставить соответствующие подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку МФЦ о количестве прописанных.
Твёрдые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Соответственно, Региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от населения будут вывозиться пищевые отходы, упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты, смет из жилища, домашние растения, в т.ч. утратившие свои потребительские свойства товары, использующиеся в жилых помещениях (мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих осветительных устройств).
При этом отходы, образующиеся от ухода за зелеными насаждениями, при капитальном ремонте, реконструкции жилых помещений (строительный мусор), а также отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.) в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ не относятся в ТКО и не входят в зону деятельности Региональных операторов. Вопрос вывоза таких отходов решается Региональным оператором на договорной основе за дополнительную плату.
Под обязанностью заключить договор с Региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в т.ч. и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно, между Региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (в ред. от 15.09.2018 г.) “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с Региональным оператором как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий. Конклюдентными действиями являются действия, свидетельствующие о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор (т.е. для Потребителя это означает – сбор отходов для их транспортирования региональным оператором и оплата за предоставляемую услугу по обращению с ТКО, а для Регионального оператора – транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов потребителя). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем (п.п. 148(8) – 148(11) Правил).